Об ИКМ

     На Главную    

    Об информационно-коммуникационном (инфокоммуникационном, инфокомном)            

    менеджменте или, кратко, - инфоком-менеджменте                                     

 

Подпись:      
     Вопросы управления предприятиями, организациями (фирмами, компаниями, корпорациями, любыми их объединениями – союзами, ассоциациями, обществами, разнообразными другими коммерческими и некоммерческими организациями и деловыми альянсами) и их персоналом в условиях современной формирующейся и бурно развивающейся информационно-компьютерно-телекоммуникационной среды отражены в наших книгах, статьях и докладах, включая указанные здесь в нашем сайте (на его страницах, касающихся публикаций и на сайтах www.livonmartinov.nm.ru   и  www.infocommanage.narod.ru ).
      Как единая и целостная концепция информационно-коммуникационного (инфокоммуникационного, инфокомного) менеджмента или, кратко, инфоком-менеджмента наиболее полно отражена в книге: Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: теоретико-методологические и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. Монография. Серия «Телекоммуникации и бизнес». – М.: Информационно-технический центр «Мобильные коммуникации», 2004. – 264 с. (большой формат) и также в книге: Мартынов Л.М.  Инфоком-менеджмент:Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 400 с. (обычный формат).
      Те или иные вопросы обсуждаемой концепции также описаны и в других публикациях, например, в таких:
* Мартынов Л.М. Программа элективной дисциплины «Инфоком-менеджмент»: теоретико-методологические и концептуально-методические основы управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – М.: Информационно-технический центр «Мобильные коммуникации», 2004. – 28 с.
* Мартынов Л.М. Система основных принципов инфокомного менеджмента: Научно-методическое пособие. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 96 с.
* Мартынов Л.М. Методология управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 180 с.
* Мартынов Л.М. Концепция учета новых предпосылок развития менеджмента на предприятиях России: Проблемная лекция. – М.: ГУУ, 2001. – 28 с. и в других книгах автора настоящего сайта.
      В этих и в других наших работах предложены не только теоретические, но и методические проработки вопросов практического применения инфоком-менеджмента применительно как к управлению развитием предприятий и организаций, так и к управлению их персоналом в условиях телесотрудничества, телепартнерства, телесодействия, теледействия, телевоздействия, и, следовательно, – телевзаимодействия и дистанционного управления - телеуправления. При этом важны, прежде всего, взаимоотношения и взаимопонимание людей в условиях опосредованных коммуникаций. Поэтому нами рассмотрены, в частности, вопросы синтеза психологических и инфокомных технологий такого управлении с учетом специфики условий использования коммуникаций в виртуальной среде. Здесь нужно учитывать соответствующие когнитивные аспекты, в том числе – использование релевантной информации для накопления, распределения и, главное, применения знаний, а также обмена знаниями и создания нового знания в рассматриваемых условиях. Все эти вопросы требуют новых подходов для их проработки, некоторые из которых отражены в книге: Мартынов Л.М. Методология стратегического управления инновационным развитием организаций на основе использования их интеллектуальных ресурсов и инфокоммуникационных технологий. Монография. - М.: ГУУ, 2002. - 147 с., а также в других наших публикациях (см. www.livonmartinov.nm.ru).
      Мы не будем подробно останавливаться на всех аспектах предложенной нами концепции (учитывая то, что наши монографии не только продавались, но и рассылались издателями в соответствующие библиотеки, так как все они изданы с международным библиотечным классификатором ISBN), а отметим лишь некоторые вопросы по рассматриваемой теме.
      Инфоком-менеджмент – это теория, методология, система принципов и методов, форм и средств управления отношениями и взаимодействиями экономических агентов, субъектов и объектов, когда они вступают в социально-экономические и управленческие взаимоотношения для достижения целей в условиях инфокоммуникационной (инфокомной) среды, то есть используя при этом в опосредованных коммуникациях инфокомные системы, средства, сети и технологии с соответствующим программным обеспечением (ниже даны определения). Причем, их комплексная, взаимоувязанная и взаимосвязанная совокупность при их использовании во взаимоотношениях и в деятельности людей рассматривается как среда социально-экономической жизнедеятельности. Как доказано результатами наших исследований и практикой действительности в указанной среде интерактивные опосредованные взаимодействия и дистанционное управление с учетом коммуникативной компетентности, «когнитивных клише» и указанного выше «психо-инфокомного синтеза» могут быть не менее эффективными и плодотворными, чем в случае непосредственных личных контактов людей. Как мы теперь часто образно говорим: «Работая плечом к плечу мы наступаем другу на ноги, а работая удаленно друг от друга, осуществляя режимы телевзаимодействия, телесотрудничества, телепартнерства, мы можем обмениваться идеями и знаниями, концепциями и компетенциями, а также другими разнообразными видами нематериальных ресурсов, совместно (а не только индивидуально) успешно созидать, заключая в ходе таких транзакций контракты, переходя «от телеконтактов к телеконтрактам». Именно на интеллектуально-креативной основе люди создают новые нематериальные, а на их основе - и материальные артефакты. 
    Примером нематериального артефакта, как среды (хотя и "начиненной" метариальной технико-технологической инфраструктурой), можно считать ставшую реальностью современную виртуальную среду – новое «бытие», дополняющее теперь материальное (и духовное) бытие всей природы нашей планеты. Данная новая нематериальная среда органично вторгается в существующую социально-экономическую среду, переплетаясь с ней за счет коммуникативных отношений людей, их коммуникаций, включая "диалоговые интеракции" человека с компьютером и технико-технологическими и системно-сетевыми артефактами. Подобные и другие всевозможные разнообразные интеракции теперь могут осуществляться как бы в двух средах бытия, одна из которых имеет своеобразную нематериальную специфику, определяемую, с одной стороны, социально-экономическими отношениями в условиях опосредованных коммуникаций и, с другой, - технико-технологической и системно-сетевой их основой. Эта новая среда, вместе с тем, дает новые возможности не только для нематериального, но и для материального бытия, для повышения эффективности экономико-управленческих взаимодействий при использовании именно опосредованных коммуникаций и реализации при этом интеллектуально-креативных способностей людей, и нас с Вами(!). В такой среде происходят преобразования энергии знаний в энергию мыслей в "инфокомном поле" письменно-речевых коммуникаций, преобразующих людей и их действия по схеме "мышление-действие" (обо всем этом, о нашем инфокомном системно-сетевом подходе - см. далее). 
      Отсюда ясно, что чем более рассредоточена та или иная организация или предприятие, то есть чем более географически и территориально удалены друг от друга их структурные подразделения, сотрудники и партнеры, в том числе работающие в разных часовых поясах, тем более необходимо использование адекватного менеджмента применительно к таким условиям современной среды - среды опосредованных взаимоотношений людей, их телевзаимодействий, включая организационно-управленческие(!). Для этого необходимы соответствующие теоретические обобщения и методические проработки, учитывающие специфику такого социально-экономического «нематериального бытия», в котором циркулируют не только информация, но и другие не менее важные и релевантные виды нематериальных ресурсов. Всеми этими ресурсами (а не каким-либо одним их видом, как это часто бывает сейчас в теории и практике менеджмента) в современных «инфокомных условиях» нужно компетентно управлять. При этом важно применять адекватные принципы и методы,  формы и виды, средства и технологии менеджмента в условиях, отличающихся от условий традиционных экономико-управленческих и организационно-культурных отношений, базирующихся на использовании, прежде всего, материальных ресурсов (земля, труд, вещество, капитал, энергия). В рассматриваемых новых условиях учет «человеческого фактора» играет еще более важную, чем прежде, роль с учетом интеллектуально-креативного, "информационно-когнитивно-знанийного" ракурса и механизма исследуемых проблем, принятия и реализации управленческих решений причем, - еще и в динамике опосредованных коммуникаций(!).
      Адекватный менеджмент здесь нужен не только потому, что в рассматриваемых случаях компетентное применение инфокоммуникаций - ИК (взаимосвязанное применение информационных, компьютерных и телекоммуникационных систем, средств, сетей, аппаратуры и оборудования с соответствующим программным обеспечением) и инфокомных технологий - ИКТ (взаимоувязанное использование информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий с необходимым программным обеспечением) как бы сжимает континуум «пространство-время» для отношений и взаимодействий, так как нематериальные ресурсы могут быстро распространяться на большие расстояния, разделяющие взаимодействующих таким образом людей. Применение ими ИК и ИКТ превращает инфокомную среду (далее - ИКС) в своеобразное интеллектуально-креативное «бытие» жизнедеятельности людей, организаций, все более существенно дополняющее материальную среду. Под этой средой мы понимаем (с учетом определений инфокоммуникаций и инфокомных технологий, а также процессов и результатов их инфокомного развития, инфокомного прогресса) информационно-компьютерно-телекоммуникационную с соответствующим программным обеспечением среду (или, кратко, инфокомную среду, как было указано выше, т.е. ИКС), которая формируется и развивается на основе, обусловленной использованием результатов научно-технического, системно-сетевого, аппаратурно-технологического, аппаратно-программного инфокомного прогресса в человеческой практике. 
      Таким образом ИКС - это та среда, в которой люди используют ИК и ИКТ для достижения целей в ходе совместного (хотя и географически рассредоточенного), прежде всего, интеллектуально-креативного труда. Без людей ИК и ИКТ - всего лишь технико-технологические артефакты, даже если они и кибернетические артефакты или пусть даже артефакты "искусственного интеллекта" (хотя такое название, как верно отмечает Э.М.Коротков, в принципе неверно). Без людей любая виртуальная среда - всего лишь некоторый "инфраструктурный потенциал", который реализуется в случае присутствия в такой среде опосредованно взаимодействующих людей, и вот только тогда в виртуальной среде их дела и  результаты их телевзаимодействий могут быть реальными. 
      При использовании людьми ИК и ИКТ возможно согласование хозяйственных интересов, установление и развитие телепартнерства и телесотрудничества. Это стало реальным потому, что в такой среде циркулируют необходимые для этого нематериальные ресурсы. Такие ресурсы – не только факты, данные, информация, но и знания, идеи, гипотезы, концепции, оригинальные технологии мышления, схемы, рисунки и другие интеллектуальные ресурсы, включая интеллектуальный капитал, интеллектуальную собственность, ноу-хау, схемы их коммерциализации, схемы коммуникаций и т.п. Мы их не только принимаем своими "датчиками" - органами чувств: мы их воспринимаем (представляем, проживаем, осознаем) всем своим существом. Наше восприятие их не только побуждает нас производить то или иное действие и характеризует наше поведение, но всегда сначала - производить умственную и часто творческую работу, а затем ее результаты использовать при создании нематериальной и материальной продукции. В процессе таких работ мы включаем не только строгое логическое (упорядоченное, как бы «аналоговое») мышление, но и креативное, интуитивное (как бы «импульсное» в виде «озарения» или яркой и даже динамичной картины) мышление. Умение "их переключать" для разрешения проблемы и принятия должного управленческого решения и есть технология "самоменеджмента" в ходе исследования проблем (см. работы Э.М. Короткова). Именно так формируется целенаправленность наших дальнейших действий и поведения по схеме «мышление-действие», и именно здесь возможны нетрадиционные подходы к генерации идей и их практических реализаций. Говоря о восприятии необходимо учитывать то, что информация - это своеобразный ресурс для формирования релевантного (то есть существенно необходимого для принятия решения в данной ситуации с учетом особенностей внутренней и внешней среды организации) знания. Поэтому особенно важны аспекты интерпретации информации в знания, использования знания в человеческой практике, а также создания нового знания. Ясно, что нужно управление знаниями, которые тоже, в свою очередь, ВСЕГО ЛИШЬ, своеобразный ресурс для формирования МУДРОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА, МУДРОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ!!!
      Для принятия управленческих решений мало «лишь одной информации», она – «тактический ресурс» менеджмента и дает только текущую картину на данный момент, чему в немалой степени способствуют информационные технологии. Решения же всегда принимаются на основе знаний, позволяющих осуществлять при этом мысленное экспериментирование. Так, мы можем с помощью мозга «побывать» в прогнозируемом нами будущем (в том, которое будет после нашего решения, действия,  воздействия), представив его не только статичным, но и в динамике, ярко и образно (и, главное, заметьте, - никто и ничто этому не мешает!..). Вся наша жизненная и, в частности, управленческая практика учат тому, что это всегда полезно делать прежде, чем принимать то или иное решение, оценивая последствия этого. Действительно, после того, как мы «побывали» подобным образом в представляемом и желаемом будущем, мы наверняка примем более корректное решение, чем то, которое мы хотели принять до такого мысленного эксперимента. В том же случае, если мы провели должное исследование, используя свои (и коллективные) интеллектуально-креативные способности, то мы можем принять качественно лучшее и оптимальное, новое и нестандартное решение. Это и есть творчество! Это и есть управленческое творчество, включая самоменеджмент не только в профессиональной, но и в человеческой повседневной жизнедеятельности.
      Поэтому для менеджмента (а это, как известно, – не только теория и практика, это еще – наука и искусство, и здесь нужна как осознанная логическая целенаправленная работа, так и интуитивная деятельность, то есть нужно применять «метод переключения», по Э.М.Короткову, используя возможности обоих полушарий мозга) необходимы знания, еще точнее – знания, навыки, умения и опыт, то есть компетенции, прежде всего, в исследовательской деятельности для совершенствования деятельности системы управления в организациях и предприятиях (см., например, Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. – 336 с.). Именно перевод исследовательской функции менеджмента в приоритетную по отношению к традиционным (общим или базовым - предвидение, прогнозирование, целеполагание, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, учет, анализ, контроль и другим) превращает его в креативный менеджмент. В условиях инфокомной среды это приобретает особо важное значение, учитывая особенности и характерные черты современной ИКС и менеджмента в такой виртуальной среде.
      В реализации интеллектуально-креативной способности мышления важное место занимают когнитивные механизмы, и, в частности, механизмы интерпретации информации в знания. Применительно к современным условиям для эффективного управления деятельностью организаций, их объединений и их коллективов необходима методологическая компетентность в реализации:
и когнитивного механизма – мало информацию принять, ее надо воспринять, осознать и интерпретировать, сравнивая с уже имеющимися знаниями, для формирования нового знания, недостающего для принятия адекватного решения в данной ситуации, 
и всех этапов механизма коммуникации – от личного контакта к налаживанию отношений, от них – к взаимопониманию, и далее – к построению стратегий для совместных действий, содействий и взаимодействий,
и обмена знаниями, а также распределения, трансфера и диффузии знаний (всегда разных у людей из-за их субъективных, личностных особенностей восприятия и профессиональных, деловых компетенций, из-за разных «когнитивных клише», хотя схемы мышления у всех примерно одинаковы), в том числе для коллегиального, интеллектуального взаимообогащения, включая духовные аспекты (наука, культура, образование) жизни людей и т.п.        
      Эти три механизма, дополняющие такие управленческие механизмы "традиционной" (то есть материальной) экономики, как административный, структурный и информационный, позволяют достигать именно плодотворного сотрудничества и партнерства даже в условиях телевзаимодействия, реализуя при этом схему «мышление-действие» в любом масштабе адекватной ИКС. Ее сетевая архитектура не имеет каких-либо принципиальных ограничений и в своем развитии, и в реализации не менее плодотворных, чем при личных контактах, опосредованных, но результативных взамодействий.
      При этом подчеркнем, что роль информационного механизма остается по-прежнему важной. Этот механизм наиболее хорошо изучен и широко применяется, а потому становится как бы «традиционным» (рутинным), уступая более «глубинным», «скрытым» и потому приоритетно значимым механизмам управления «интеллектуальной инфокомной экономикой» и всеми видами ее ресурсов, ценность которых можно определить содержащимися в них знаниями. Поэтому современная управленческая наука все чаще начинает признавать, что информационные ресурсы, оставаясь рентабельными для сектора информационных услуг, уступают свое приоритетное место такому ресурсу как «знания» в новой экономике - "экономике знаний" (то есть экономике, основанной на приоритетном использовании знаний, не исключающих другие ресурсы - на то они и знания!). В масштабе организации этот ресурс имеет сложный состав: знания сотрудника – знания группы – знания структурного подразделения – знания организации – знания объединения организаций – знания соответствующих партнеров, клиентов, поставщиков, потребителей, инвесторов, акционеров, стейкхолдеров... Здесь как бы тот же бенчмаркинг - все знания могут быть нужны и полезны, знания всех их... Но и этого мало(!): теперь для нас важно и то, что управленческие знания позволяют создавать управленческие новации, реализуя своеобразный переход «от управления технологиями => к управленческим технологиям» именно на инфокомной основе, руководствуясь, в частности, принципами инфоком-менеджмента (см. далее). Такие управленческие технологии, организационно-управленческие новшества, новации могут и должны быть коммерциализируемыми, стать инновациями, то есть стать «нематериальными продуктами, работами и услугами», дающими конкурентные преимущества не только в новой экономике, но и в традиционной (материальной) экономике!!! Вот где суть умно-творческой управленческой инноватики...
     Идея инфоком-менеджмента, разумеется, не возникла «из ничего», и она не включает лишь результаты исследований и разработок автора. Во всех без исключения наших книгах приведена обширная библиография и обязательно присутствуют корректные ссылки на используемые при этом первоисточники. Их все автор начал изучать довольно давно (еще даже в кандидатской диссертации были применены некоторые результаты, например, проектирования и расчета «дерева целей матричного типа» для согласования двух целевых программ научно-технического развития на основе «совмещения» двух «деревьев целей» каждой программы в рамках ограниченных ресурсов, выделенных на одну программу). Слова автора именно об инфокоммуникационном (инфотелекоммуникационном) менеджменте впервые были опубликованы в 1997 году…
      Рассматриваемая идея послужила базой формирования теории, методологии и методических положений управления организациями, предприятиями, персоналом в условиях инфокомной среды. В основу данной методологии положено обобщение теоретического базиса с учетом известных и новых выводов и результатов в области управления, менеджмента, теории организации, теории экономической информации, когнитивных теорий, в том числе – не только основных постулатов теории хозяйственных систем, но также и новых системных представлений (см., например, Корнаи Я. Системная парадигма. – Вопросы экономики, 2002, №4), и ряд эмпирических закономерностей «сетевой экономики» (см., например,  Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики. – Проблемы теории и практики управления, 2003, №№3 и 4, а также работы К. Келли, который первым провозгласил, что коммуникация – и есть экономика) и других выводов некоторых авторов.
       С учетом этого и результатов выполненных исследований наше концептуальное обобщение представлено в виде системы основных принципов инфоком-менеджмента. При этом по соответствующим критериям мы выделяем 16 его характерных черт, а также:
два класса принципов – общеметодологические и общеорганизационные,
три подкласса принципов – (1) взаимодействия с внешней средой, (2) развития организаций в условиях инфокомной среды, (3) функционирования организаций в условиях такой среды. 
      Сразу же отметим, что все классы и подклассы этих принципов, кроме последнего подкласса, содержат группы принципов, а одна из групп внутриорганизационных принципов – две группы принципов. Указанная классификация необходима и служит для выделения из достаточно большого количества всех принципов их общих свойств и особенностей. Фактически же все принципы взаимосвязаны, представляют собой концептуальную систему принципов и поэтому на практике должны все учитываться, хотя в зависимости от данной организации (предприятия) разумеется, требуется определенное упорядочение приоритета их учета в конкретной социально-экономической ситуации в адекватной ИКС.. Такой механизм их упорядочения предложен в книгах: Мартынов Л.М. Система основных принципов инфокомного менеджмента:Научно-методическое пособие. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 96 с.; Мартынов Л.М. Как применять принципы инфоком-менеджмента:Учебно-методическое пособие. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 113 с. Мартынов Л.М. Метод ранжирования принципов инфоком-менеджмента:Методические укказания. - М.: ГУУ, 2008. - 48 с.
      Применительно к условиям современной инфокомной среды и для ее моделирования нами также рассмотрены: адекватные вопросы глобализации экономики, инноватики, таких организационных «архитектур» как сетевые, виртуальные организации, и многое другое, включая стратегические, тактические и оперативные вопросы, правила и инструментарий адаптации к изменениям рассматриваемой среды в ходе функционирования и развития таких организаций. Поэтому применительно к условиям ИКС инфоком-менеджмент рассмотрен нами как механизм самоорганизации хозяйственных систем. При этом основной функцией инфоком-менеджмента является регулирование деятельности таких систем в указанных условиях на основе выявления и согласования хозяйственных интересов.
      Предвидя возникновение ряда вопросов (особенно тех, кто не знаком с нашими работами) специально подчеркнем, что инфоком-менеджмент не отменяет "традиционные" основы теории и практики менеджмента, базируясь на фундаментальных его основах, а служит своеобразным "вектором его инфокомного развития в современных условиях". Они отличаются разнообразными и комплексными проявлениями одной из самых ярких тенденций, когда процессы развития связи и информатики, телекоммуникаций, информатизации и компьютеризации, включая соответствующее программное обеспечение, а также глобализации и кастомизации происходят в условиях не только их конвергенции, но даже все большей взаимообусловленности, взаимодополнения, взаимовлияния и взаимопроникновения. Учет этого позволяет рассматривать такие процессы как единый и целостный информационно-коммуникационный процесс применительно к условиям ИКС. Все это сопровождается уже целым рядом законов и закономерностей, подтверждающих формирование новой экономики, которая, благодаря, прежде всего, инфокомной основы, принципиально не имеет ограничений в масштабах своего развития. С подобными процессами имеют хорошую корреляцию и социальные законы о росте потребностей людей в коммуникациях, во взаимоотношениях, в знаниях и в непрерывном повышении уровня знаний, что отражается на отношениях и взаимодействиях людей, на деятельности групп, подразделений, организаций и их всевозможных объединений, и в повышении при этом роли и значения умственного, интеллектуального и творческого труда. Именно это становится определяющим не только в новой экономике, но, прежде всего, и в управлении этой экономикой, ибо, как известно: "экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой", а отсюда (перефразируя приписываемые Ф.Бэкону известные слова) можно утверждать: "управленческие знания - сила"(!). 
      Такая экономика требует адекватного менеджмента, должного системно-сетевого инфокомного подхода для принятия решений и для теоретических обобщений, соответствующей парадигмы применительно к условиям инфокомной эпохи. Эта эпоха, как мы считаем, подготавливает и обеспечивает формирование и развитие так называемого глобального информационного общества (ГИО). Тот период времени, когда можно будет констатировать наступление ГИО, будет означать, в свою очередь, переход цивилизации в постиндустриальное общество (в полном его смысле). При этом мы не исключаем возможности наличия и других новых парадигм, которые могут быть к тому времени более доминантными, чем такая инфокомная парадигма, предложенная нами и рассматриваемая на данном этапе социально-экономического развития человечества.
      В наших работах сознательно и откровенно подчеркивается, что указанный "вектор развития теории и практики менеджмента в условиях инфокомной эпохи" – «всего лишь» одно из многих других возможных, уже известных и еще неизвестных направлений управленческого развития менеджмента. Данный "вектор" учитывает вклад в это развитие появляющихся новых возможностей в ходе становления нетрадиционной нематериальной экономики, где все возрастающую роль и первостепенное значение начинают играть интеллектуальные и креативные способности сотрудников – участников всех основных и вспомогательных рабочих, производственных и управленческих процессов. Им необходимо создание условий для развития их плодотворных телевзаимодействий, которые, в свою очередь, нужны для непрерывной генерации идей, гипотез и концепций, а на их основе – для создания новшеств, новаций, инноваций, включая, прежде всего, управленческие и организационные инновации (об этом мы выше говорили). Такие условия способствуют совершенствованию технологии мышления, активно включая креативность, интуицию, эмоции, в результате чего управленческие новшества, рожденные внутри организации, уникальны не только в конкретной организации, но и в масштабе адекватной среды. В ней организация (независимо от ее размера) выступает «процессором» управленческих инноваций, которые являются трудно копируемыми для конкурентов и вынуждающими их изучать такие новшества и новации. Это, с одной стороны, гарантирует достижение цели обеспечения конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики, а, с другой, способствует созданию альянсов с интеллектуально-креативной интенцией улучшить и постоянно улучшать свои системы управления. Вот почему именно на создание организационно-управленческих инноваций на инфокомной основе и направлен инфоком-менеджмент, учитывающий специфику современной рассматриваемой виртуальной среды. Управляя всем комплексом нематериальных ресурсов  инфоком-менеджмент нацеливает организацию на должную восприимчивость среды, поиск в ней релевантных знаний и их восприятие для использования, формируя, поддерживая, развивая, создавая новые и применяя имеющиеся знания организации, ее ключевые компетенции, превращая ее в "обучающуюся организацию" (по Питеру Сенге) в условиях ИКС.. 
      При этом мы идем еще дальше, так как несложно продолжить такие рассуждения и увидеть, что, тем самым, закладывается основа для формирования будущего приоритетного ресурса, который сменит возрастающий сейчас приоритет ресурса «знание». Этот ресурс условно назовем пока так - «мудрость», и поэтому мы заявляем, что использующие инфоком-менеджмент организации и предприятия могут стать мудрыми...
      Обратим внимание посетителей этого нашего сайта на ряд книг и статей многих других авторов, в которых рассмотрены те или иные аспекты, имеющие отношение к нашей теме, и не только потому, что в них присутствуют термины «инфокоммуникации», «инфокоммуникационные технологии» применительно к тем или иным аспектам управления:
* Анфилофьев С.А., Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по инфокоммуникациям/Под общей ред. проф. Л.Е.Варакина. – М.:  МАС, 2001. – 832 с. (здесь на с. 325 есть перевод слова «infocom» как «информационно-коммуникационный»).
* Концепция развития отрасли «Связь и информатизация» Российской Федерации/Под ред. Л.Д.Реймана и Л.Е.Варакина – М.: МАС, 2001. – 340 с.
* Инфокоммуникации ХХ1 века: технологии, услуги, качество/Под ред. Л.Д.Реймана и Л.Е.Варакина – М.: МАС, 2001. – 240 с.
* Группа авторов. Инфокоммуникации в деловом мире: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм. – М.: НТЦ «ФИОРД-ИНФО», 2001. –  272 с.
* Сердюк В.С., Сердюк В.А. Инфокоммуникационные технологии – катализаторы формирования новых рыночных структур. – Наука и промышленность России, 2002, № 8, с. 42-50 с.
* Варакин Л.Е. Распределение доходов, технологий и услуг. – М.: МАС, 2002. –  296 с.
* Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. – СПб.: Издательство «Профессия», 2003. – 352 с.
* Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 272 с.
* Группа авторов. Менеджмент в телекоммуникациях/Под ред. А.Н. Резниковой, Е.В.Деминой. – М.: Эко-Трендз, 2005. – 392 с.
* Варакин Л.Е. Информационно-коммуникационный закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. - М.: МАС, 2006. - 160 с.
      В этих и в других, не отмеченных здесь публикациях (например, многие книги, изданные Международной академией связи, о которой сказано на одной из страниц нашего сайта) есть рассуждения, отличные от моих идей, обобщений, выводов и совпадающие с ними, по существу. Так и должно быть, особенно в области поисков дальнейшего развития теории и практики, науки и искусства менеджмента. Как известно из методологии научного исследования, гипотезы – это те его компоненты, которые не подлежат критике, так как их правильность подтверждается только временем или другими гипотезами и концепциями, правильность которых также подтвердит время…
      Учитывая актуальность использования инфокомного подхода (системно-сетевого, по своей сущности) непосредственно в практике менеджмента нами была подготовлена и учебная программа по основам инфоком-менеджмента. Такой авторский курс уже проходит своеобразную апробацию в подразделении Второго высшего образования МГТУ им. Н.Э.Баумана, и обучение по нему направлено не только на расширение соответствующего кругозора и эрудиции слушателей, а также на формирование определенных аспектов мировоззрения и получение знаний для использования принципов инфоком-менеджмента в конкретных организациях в ИКС. Для тех, кто в курсе наших публикаций, отметим, что данная программа несколько отличается от ранее опубликованной нашей программы, хотя и базируется на ней: Мартынов Л.М. Программа элективной дисциплины «Инфоком-менеджмент»: теоретико-методологические и концептуально-методические основы управления организациями в информационно-коммуникационной среде. – М.: Информационно-Технический Центр «Мобильные коммуникации», 2004. – 28 с.
      В заключение этой страницы заметим, что указанный авторский курс по основам инфоком-менеджмента дополняется и другими курсами, которые читает автор в университетах и которые подготовлены для обучения не только студентов, но и менеджеров, бизнесменов, инженеров и других специалистов как в области управления, так и в области инфокомных систем, сетей, средств, техники, аппаратуры, оборудования и технологий. Это не случайно, и вот почему. - 
      Подчеркнем здесь, что именно сейчас для современных условий как никогда необходим компетентный консалтинг в каждой из этих областей, но еще более важен консалтинг «на их стыке», так как их развитие становится взаимообусловленным и жизненно важным для людей, экономики и управления: 
       * это уже понимают менеджеры в стремлении успешно реализовывать сетевое создание стоимости на инфокомной основе, 
      * инженеры и специалисты инфокомной сферы уже понимают насколько остро нужны их системно-сетевые и технико-технологические инновации для менеджмента. 
      Что объединяет и тех, и других? - А что объединяет разработчиков и производителей изделий (реализующих идеи и расчеты А.Попова, В.Котельникова, Н.Винера, К.Шеннона и многих других ученых) со всеми нами, которые пользуются изделиями, обучающими нас и совершенствующими наше мышление, помогая по-новому реализовать их возможности? - Это ли не взаимообогащение в ходе "опосредованных" коммуникаций в условиях ИКС. После пишущей машинки человек, который сел за компьютер, - принципиально другой человек, и он НИКОГДА не вернется к старой машинке!!! Крупный русский человек, который садится в японский автомобиль, начинает уважать УМ И ЗНАНИЯ этих японцев, потому что он чувствует и ощущает: они думали именно о нем - так удобно в их автомобиле!!! Все это - не только установление телевзаимопонимания, а, главное, - РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ творчеством, идеями, концепциями, знаниями, технологиями и, прежде всего, технологиями мышления (мы, ведь, часто говорим: "Как он/она интересно сказал"!...). Любой человек, имеющий СЕТЬ друзей, коллег, партнеров уже вынужден иметь и совершенствовать "сетевое мышление" для достижения сетевого эффекта от взаимодействий со всеми и понимать, что со своей стороны также должен вносить должный (контрактный) "сетевой вклад"...
      Управлять знаниями, мышлением, действием человека сложно, так как человеком вообще управлять нельзя(!), он - субъективно свободен! Но он не свободен социально и экономически!!! Социально-экономическая среда опосредованно-непосредственно влияет на человека, группу, коллектив. Менеджмент это должен учитывать (так как подзатылника подчиненному не дашь, хотя в ряде случаев и надо бы!.. - вот здесь он социально защищен), поэтому - "добавил освещенности к концу рабочего дня - и производительность повысилась"... Объяснил и дал указание, - знания менеджера стали знаниями подчиненного, и перешедшая энергия мысли одного переходит через голову другого в виде энергии к его рукам и ногам для реализации данного управленческого решения. Вот она - когнитивная сущность менеджмента!!! В масштабе сети все значительно сложнее и труднее из-за ОПОСРЕДОВАННОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНИКУ, ТЕХНОЛОГИИ, из-за СПЕЦИФИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙСЯ частичкой "ТЕЛЕ-". 
      Как показано в переведенных на русский язык работах таких зарубежных ученых, как П.Друкер, П.Сенге, Нонака И., Такеучи Х., Букович У., Уилльямс Р., управлять знаниями (а также эмоциями, культурой, репутацией, творчеством) менеджмент только учится, создавая теоретические обоснования соответствующих "видов" менеджмента и пока робко апробируя соответствующие методики. Все эти направления - тоже (как инфоком-менеджмент) всего лишь "векторы развития теории и практики, науки и искусства менеджмента" (как, впрочем, и любые научно-теоретические конструкции, сменяющиеся новыми результатами исследований и теорий...). В условиях развивающейся среды сетевого телевзаимодействия организаций и их сотрудников подобные методические проработки еще более усложняются...
      Мы с Вами вправе ожидать и от наших отечественных ученых таких, как А.Л.Гапоненко, Г.Б.Клейнер, Б.З.Мильнер, Т.М.Орлова, З.П.Румянцева, Н.А.Кравченко их новых работ, которые будут представлять собой не только большой, но принципиальной важности вклад в решение управленческих проблем все более "углубленного" и "утонченного" характера по использованию нематериальных ресурсов, с которыми сталкиваются менеджеры в нашей стране, с учетом методов и методик воздействия на сотрудников для достижение цели организации в условиях российского менталитета, культуры и национальных особенностей, образования, системы знаний и реализации креативного потенциала... А просто к человеческому труду (интеллектуально-креативно-физическому) "добавить лишь" информационные технологии (ИТ) и, тем самым, решить рассматриваемые проблемы, - думается, не удастся, так как в ИТ циркулируют "просто данные", а информационно-когнитивный механизм включается внутри человека при восприятии им данных в виде существенной для него информации и потому - для интерператции ее...
       Вот в этом-то все и дело(!), так как до перехода во взаимодействие два коммуниканта, например, должны сначала иметь не просто "контакт" и взаимоотношения (чувства, эмоции, симпатии), а все то, что способствует взаимопониманию ("выравниванию мозгов", тезауруса, понятий, определений, категорий, терминов, и здесь же - интересов и целей), что, в свою очередь, позволяет перейти к разработке стратегии дальнейших совместных действий, и только после всего этого возможно "долгожданное" и желаемое взаимодействие. Вот так все непросто у людей, и, значит, - у организаций или у их объединений...
      Мы все полезны и необходимы другу другу своей неповторимостью, своей особенностью включения когнитивных механизмов (реагируя на сигналы и сообщения среды), своей уникальностью интерпретации информации в знания, коммуникативной способностью обмениваться ими, создавать артефакты, помогающие нашей успешной жизнедеятельности в современной среде, развивающие нас. И эта "разворачивающаяся спираль" результативных и плодотворных взаимодействий и телевзаимодействий есть наше саморазвитие и самоменеджмент. Этим компетентностям по всей "шкале" МЫШЛЕНИЕ<=>ДЕЙСТВИЕ нужно учиться как можно раньше, как можно больше, постоянно и непрерывно, успевая осваивать и быстро использовать новое. Этому можно и нужно обучаться.
      Вот поэтому указанный курс и другие учебные курсы, а также соответствующий консалтинг положены в основу реализации конкретных, модульных и комплексных предложений о возможном с Вами сотрудничестве, о чем сообщается в отдельной странице настоящего сайта ("Модульная программа").
      Ряд аспектов инфоком-менеджмента можно найти на одной из последних страниц этого сайта («Суперсвежие новости»), на которой даются ответы на некоторые вопросы, поступившие (и продолжающие постоянно поступать) ко мне по электронной почте, и сообщаются новости по тематике инфоком-менеджмента, по некоторым смежным темам (развитие организаций, инноватика, оргкультура и др), по публикациям на эти темы, рассматриваются некоторые из таких публикаций или их аннотации (см. также наши сайты www.livonmartinov.nm.ru, www.infocommanage.narod.ru, www.infocommanag.narod.ru).
 
 
    Подпись:  
Содержание некото-
рых книг
 
 
Мартынов Л.М.
Система основных прин-       ципов инфокомного ме-неджмента:Научно-ме-тодическое пособие. - М.: Компания Спутник+,                 2004. - 96 с.
Оглавление.
Часть 1.
Инфокомный механизм са-моорганизации и инфоком-        -ный менеджмент.
Глава 1. 
Механизм самоорганиза-             ции в условиях инфоком-             ной среды.
1.1.Механизмы самоорга-      низации.
1.2.Инфокомный меха-               низм самоорганизации.
Глава 2.
Понятие и принципы ин-  фокомного менеджмента.
2.1.Понятие инфокомного менеджмента.
2.2.Классификация основ-           ных принципов инфоком-          ного менеджмента.
Часть 2.
Система основных прин-         ципов инфокомного ме-   неджмента.
Глава 3.
Основные общеметодоло-   гические и организацион-            ные принципы (классы).
3.1.Основные общемето-дологические принципы.
3.2.Основные внутриорга-низационные принципы.
Глава 4.
Подклассы основных       принцнпов инфокомного менеджмента.
4.1.Основные принципы взаимодействия с внеш-               ней средой. 
4.2.Основные принципы                развития организаций в       условиях инфокомной сре-            ды.
4.3.Основные принципы функционирования орга-      низаций в условиях инфо-     комной среды.
Часть 3.
Вопросы взаимосвязи ос-       новных принципов инфо-      комного менеджмента.
Глава 5.
Подходы к решению воп-          росов взаимосвязей основ-           ных принципов инфоком-          ного менеджмента.
5.1.Определение объема предстоящих исследова-              ний взаимосвязей.
5.2.Выбор метода исследо-        вания взаимосвязей.
5.3.Процедура проведения исследований взаимосвя-            зей.
Глава 6.
Стратегические взаимо-            связи и развитие принци-            пов инфокомного менедж-      мента.
6.1.Вопросы взаимосвязи   динамики инфокомной               среды.
6.2.О некоторых направ-         лениях развития принци-             пов инфокомного менед-       жмента.
 
 Всего в этой книге пред-     ставлено 2 класса, 3 под-          класса основных прицни-            пов инфокомного менед-      жмента. Как отмечено на  страницах этого нашего              сайта, такое деление ус-             ловно, так как все 35 ос-        новных принципов сос-        тавляют систему, должны все учитываться в практике       инфоком-менеджмента.
 Вопросы практического использования всех этих  принципов потребовали  отдельного специального рассмотрения, что и стало тематикой следующей на-            шей книги. -
 
                 *   *   *
 
Мартынов Л.М.
Как применять принци-              пы инфоком-менедж-          мента:Учебно-методи-          ческое пособие. - М.:                 Компания Спутник+,              2007. - 113 с.
Оглавление.
Глава 1.
Система принципов ин-          фоком-менеджмента.
Глава 2.
Использование процедур             для исследования взаимосвя-              зей принципов инфоком-             менеджмента.
Глава 3.
Оценка принципов инфо-           ком-менеджмента.
Глава 4.
Выбор приоритетности    принципов инфоком-ме-     неджмента с точки зрения стратегических альтерна-             тив.
Глава 5.
Применение принципов     инфоком-менеджмента                  для учета гиперконкурен-             ции в условиях инфоком-              ной среды.
Глава 6.
Математическая модель  управления знаниями в        условиях современной    инфокомной среды. 
Глава 7.
Организационная культу-               ра в системе инфоком-ме-неджмента.
 
Проработке вопросов ор- ганизационной культуры               в системе инфоком-ме-          неджмента посвящена            следующая книга. -
 
                *   *   *
 
Мартынов Л.М.,             Макарченко М.А.
Организационная куль-            тура в системе инфор-   мационно-коммуника-     ционного менеджмента:   Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 167 с.
Оглавление.
Глава 1.
Общая характеристика информационно-комму-никационного менедж-             мента.
1.1.Информационно-ком-муникационная среда   предприятия.
1.2.Система информаци-          онно-коммуникационного менеджмента.
1.3.Принципы функцио-    нирования информацион-            но-коммуникационного     механизма организации.
1.4.Информационная            структура: типы, подходы                и роль в системе инфоком- муникационного менедж-           мента.
Глава 2.
Организационная культу-               ра в информационно-ком-муникационной среде  предприятия.
2.1.Понятие, виды и роль организационной культу-               ры в современной органи-        зации.
2.2.Направления воздейс-            твия организационной         культуры на характеристи-             ки системы внутренних и     внешних коммуникаций   организации.
2.3.Место организацион-             ной культуры в системе       инфоком-менеджмента.
2.4.Влияние организаци-          онной культуры на эффек-    тивность функционирова-            ния информационной        структуры в системе инфо-         ком-менеджмента
Глава 3.
Принципы и методы про-ектирования (моделирова-            ния) характеристик орга-              низационной структуры с         учетом условий информа-      ционно-коммуникацион-             ной среды и инфоком-ме-неджмента.
3.1.Принципы проектиро-        вания характеристик орга-низационной культуры.
3.2.Методы проектирова-             ния характеристик органи-зационной культуры.
3.3.Принципы оценки ка-          чества информационной        модели.
Библиографический спи-              сок в этой книге, содер-               жит 188 первоисточников                и представляет особый    интерес для всех тех, кто        занимается исследовани-              ями в рассматриваемой             сфере теоретических и          практическихческих зна-             ний..
В связи с этим не мень-               ший интерес представляет           и следующая книга, также   написанная в соавторстве.
               
               *   *   *
 
Соколов Д.В.,                    Мартынов Л.М.,                   Морозов А.Н.,
Управление организаци-   онными изменениями:     Учебное пособие. - СПб, Изд-во  СПбГУЭФ, 2005. - 164 с.
Оглавление.
 Глава 1. 
Управление развитием и особенности процессов организационных измене-           ний в современных ус-           ловиях.
1.1.Развитие теории и ме-         тодов управления и проб-         лемы организационных    изменений предприятий в современных условиях.
1.2.Предприятие как объ-              ект организационных из-          менений в концептуаль-              ных экономических тео-             риях.
1.3.Основные концепту-         альные подходы и модели организационных измене-ний              
Глава 2.
Концепция и стратегия    управления организаци-                онными изменениями.
2.1.Основные концепту-         альные положения.
2.2.Методологические ас-         пекты стратегии органи-                зационных изменений.
2.3.Общая процедура фор-мирования стратегии ор-ганизационных измене-               ний.
2.4.Процедура оценки и диагностики реализации организационного потен-         циала.   
Глава 3.
Механизмы адаптивного управления изменениями:  методологические подхо-               ды и организационные        решения.
3.1.Нормативное проекти-     рование организационных изменений: эмпирический      подход.
3.2.Разработка организа-      ционных решений по со-             вершенствованию струк-            туры управления пред-         приятия (на конкретном       примере).
3.3.Системное моделиро-         вание процессов форми-       рования интеграционных образований (на примере         одной из отраслей).
 
В этой книге рассмотре-                ны подходы и модели  организационных изме-           нений в рамках так назы-       ваемых     *"рационального",                                *"поведенческого" и        *"системотехнического" концептуальных направ-         лений. Всего рассмотрено                 33 (соответственно, 9; 9 и                15) таких аспекта.
Кроме того, в данной                  книге представлено:                            * 10 предпосылок как осо-бенностей формирования  методологического базиса  интегративного подхода к   проблеме организацион-             ного развития;                                    *17 основных концепту-        альных положений управления организационными изменениями,                                      *спецификация контекс-     туальных переменных в идеализированных моде-              лях организационной         структуры для различных               случаев и возможных осо- бенностей (в виде 4-х мат-           риц масштаба 6х4), позво-          ляющие получить 96 таких особенностей - элементов    данной классификации.
При этом для каждой мо-            дели и характеристики         структуры рассмотрены                 по 6 соответствующих                   различных переменных. 
В этой книге вводится и обосновывается понятие  "системная результатив-            ность организационного потенциала", в число учи- тываемых факторов кото-            рого кроме интеллектуаль-          ного потенциала входят "внутриорганизационный потенциал" и "внешнеор-             гаизационный" потенциал        (   (то есть изменения, реали-           зуемые на стыке "среда-      система"). Именно здесь           главную роль играют ин-      фокомные связи, и она           особенно важна - в усло-            виях инфокомной среды.           
                 *   *   *
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            На Главную                       инфоком-менеджмент

Hosted by uCoz
              * 2004-2007     * 2008     * 2009     * 2010

Hosted by uCoz